Судебное разбирательство — это зачастую труднопредсказуемое, долгое и дорогостоящее занятие. Поэтому, как правило, юристы никогда не дадут вам 100% гарантий, что вы получите свои деньги обратно, слишком много нюансов, от которых все зависит. Пока идут судебные тяжбы, компания может вывести активы и исполнение решения станет невозможным. В связи с этим обязательно рекомендуем проводить досудебное урегулирование спора. Многие не понимают важность этой процедуры и, позвонив должнику несколько раз, считают, что они выполнили процедуру урегулирования спора. Иногда пишут письмо с просьбой заплатить долг. Но это примитивное представление об этом процессе. В 80% случаев внесудебный порядок урегулирования спора игнорируется участниками делового оборота, что вредит обеим сторонам. Клиенты, заказывая услуги по представлению в суде, думают, что данная услуга входит в стоимость, а юридические компании, которых нанимают, считают, что клиент уже проделал самостоятельно комплекс мероприятий и их досудебная работа сводится только к написанию претензии и представительства клиента в суде. Юридические компании не стремятся самостоятельно проводить комплекс мероприятий по досудебному урегулированию спора, так как их оплата привязана к судо-дням или проценту от положительного судебного решения, а если ответчик (должник) вдруг добровольно заплатит, то юридическая фирма может остаться без полной оплаты. Поэтому договариваться с юридической компанией нужно на условиях не зависящих, будет суд или нет, и привязывать оплату к фактическому исполнению должником своих обязательств. В такой ситуации комплекс досудебных мероприятий скорее всего будет проведен качественно.
Досудебная работа начинается еще на стадии заключения договора.
«Хочешь мира, готовься к войне» — гласит народная мудрость. Заключая договор вы должны предусмотреть ситуацию, когда ваш контрагент не исполняет договор. Как минимум нужно выбрать удобную вам подсудность и указать штрафные санкции.
К этому вопросу нужно подойти основательно. В соответствии со ст. 395 ГК РФ с должника можно взыскать проценты за пользование чужими денежными средствами в размере действующей ставки рефинансирования, а именно 11% в год (если в договоре не предусмотрена дополнительная ответственность). Лучших условий для кредитования просто не найти. Но даже если у вас предусмотрена дополнительная ответственность в размере 1% за каждый день просрочки оплаты, то должник может все равно не спешить гасить долг. В соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 22.12.2011г., обоснованной считается неустойка в размере двойной ставки рефинансирования. На момент написания статьи двойная ставка рефинансирования составляет 22%. Чтобы взыскать 100% неустойки, необходимо поменять правовую природу неустойки. Как правило, в 95% случаях штатные юристы не знают о подобных схемах работы. Вот и работают они по стандартным формулировкам, а судам ничего не остается делать, как срезать ее в соответствии со ст. 333 ГК РФ.
Многие предприниматели кредитуются в банке под 20% годовых, да и деньги под такой высокий процент получить трудно, не всем их дают. Намного проще кредитоваться за счет поставщиков и прочих контрагентов. Получается ситуация, при которой должнику не выгодно оплачивать долг. Если вы подадите иск в суд, подобный ответчик будет всячески затягивать судебный процесс и максимально затягивать исполнение решения суда. Если бы в договоре стояли приличные штрафные санкции, то сомневаюсь, что должник не заплатил бы вам, ему дешевле взять кредит и отдать вам деньги, чем платить сумасшедшие штрафные санкции. Также очень часто не платят именно тем, кто работает без договора. При наличие дефицита денег, должник просматривает свои долги на предмет того, кому выгодней всего не оплачивать, кто подождет и у кого минимальные штрафные санкции. Естественно, он выберет организации, работающие без договора или с договором, но с низкими штрафными санкциями. Чтобы не попасть в эту группу риска, готовьтесь к этому заранее, предусмотрев в договоре штрафные санкции и прочие обеспечительные меры.
Если с договором у вас все в порядке, но контрагент все равно не платит, то вам предстоит провести переговоры. Для этого вам нужно определить, кто в компании принимает решение по поводу оплат и именно с ним проводить переговоры. Если указанное лицо не идет на контакт, то постараться найти контакты с руководством на ступеньку выше (это может быть генеральный директор, либо участник Общества, влиятельный акционер). В переговорах нужно постараться максимально подробно донести все негативные последствия отказа исполнения долга. К примеру, с вашей стороны могут быть отправлены многочисленные жалобы в различные инстанции вплоть до заведения уголовного дела. Многие компании часто просматривают контрагента на предмет возможных судебных споров, наличие которых негативно сказывается на репутации компании. Плюс негативные последствия, связанные с увеличением долга за счет пеней, судебных расходов, расходов на юридические услуги, госпошлину, убытки и т.д. Нужно показать потенциальному должнику, что ему не выгодно с вами ссориться. Чтобы переговоры прошли успешно, нужно поставить себя на место должника, постараться понять его ситуацию и представить, на каких условиях должник закроет вам долг. Пример из практики: поставщик оборудования на переговорах сообщил должнику, что если в течении недели последний не закроет долг, то он будет вынужден разослать информационные письма другим поставщикам указанного оборудования с предупреждением, чтоб не отгружали оборудование на условиях отсрочки должнику. Представьте, такая угроза подействовала.
Если должник соглашается на какой-то вариант, то обязательно зафиксируйте все договоренности на бумаге. Если вы договорились об отсрочке платежа, то, во-первых, еще раз зафиксируйте долг, и во-вторых, укажите штрафные санкции в случае повторого нарушения сроков. Можно согласиться на перенос сроков, если сроки сдвигаются незначительно. Если же сроки сдвигаются существенно, то потребуйте от должника дополнительных гарантий (к примеру, поручительство гендиректора или участника Общества, залог или иное обеспечение).
В случае отказа от решения вопроса в добровольном порядке, также стоит взвесить все возможные негативные последствия, которые ожидают вас и предоставить какие-нибудь дополнительные бонусы, которые могут способствовать заключению мирового соглашения. К примеру, скидку на новые поставки, или прощение неустойки, возможно, прощение части долга. За свою практику я повидал различные ситуации, когда ради получения всего долга с процентами люди отказывались от заключения мирового соглашения и в итоге не получали ничего. Причем подобное происходило как с крупными суммами долга (от миллиона и выше), так и с небольшими суммами от 50 тысяч рублей. Многие мелкие предприниматели готовы решить дело во внесудебном порядке. К примеру, если у вас претензии к качеству товара и вам предлагают устранить недостаток, то чаще лучше согласиться и решить дело миром, чем идти на принцип и требовать компенсацию в судебном порядке. В такой ситуации иногда и сами предприниматели идут на принцип и и закрывают юрлицо, и вы не получаете ничего. При этом предприниматель тут же открывает новое ЮЛ (его расходы на открытие нового ЮЛ составят от 10 000 до 20 000 рублей, а экономия порядка 40 000 рублей). При этом вновь созданному юрлицу налоговая в течении первых 3 лет жизни компании предоставляет «налоговые каникулы», что является дополнительным плюсом в пользу закрытия старой фирмы. Тем самым предприниматель убивает двух «зайцев»: избавляется от возможных претензий со стороны иных третьих лиц и решает проблему с иском о взыскании 50 000 рулей. Поэтому не пренебрегайте досудебным порядком разрешения спора. Идите на уступки, а жадность приводит к бедности.
Устные переговоры не отменяют письменные претензии. Претензии вам понадобятся для возможного суда. Также письменная претензия показывает серьезность ваших намерений. Многие компании начинают серьезно работать с проблемным клиентом только тогда, когда последний напишет претензию. У них процесс устроен таким образом, что все устные сообщения нигде не фиксируются и следственно не подпадают под регламент, а вот все письменные сообщения в обязательном порядке подлежат тем или иным действиям. Письма нужно передавать под отметку о принятии или отправлять по почте с описью вложения. Даже у самых мелких предпринимателей грамонтно оформленная претензия вызывает куда более сильный эффект, чем просто угрозы: «Я на вас в суд подам». Если же клиент не поленился грамотно составить претензию, то скорее всего, такой клиент настроен решительно и с ним лучше договориться.
Следующая стадия досудебного урегулирования спора сводится к написанию многочисленных жалоб в вышестоящие и надзорные инстанции. Мы иногда пишем по 30 жалоб за раз в различные органы. Иногда этот способ оказывается более действенным и эффективным по сравнению с судом.
Иногда действенным является способ проведения антирекламы. Так, к примеру, одно риэлтерское агентство не обоснованно удерживало аванс. У клиента не было надлежаще оформленных документов и перспектива судебного разрешения спора была крайне низкой. Клиент воспользовался многочисленными форумами, где написал нелестные отзывы о данной компании. В обмен на опровержение и на то, что мы прекратим в будущем писать подобные отзывы, агентство вернуло аванс клиенту.
Из вышеописанных примеров видно, что досудебное урегулирование спора не сводится к простому написанию претензии. Досудебное урегулирование спора — это комплекс мероприятий, направленных на разрешение спорной ситуации. Качественно проведенное досудебное урегулирование спора повысит ваши шансы на получение долга. Доверьте эту работу профессионалам.