Top.Mail.Ru

Обжалование решения таможенного органа по классификации товара.

Скачать документ ↓

Обжалование в арбитражном суде решения таможенного органа об отказе в выпуске товаров.

Декларантом в графах 32 «Товар» основного и добавочных листов ДТ цифровыми символами с 1 по 18 указаны порядковые номера товаров. В графах 33 «Код товара» декларантом указаны десятизначные классификационные коды товаров, в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза.

_ таможенным постом, в целях подтверждения соблюдения запретов и ограничений, в адрес декларанта направлено требование о представлении документов сроком до ________, в связи с чем также принято решение о продлении сроков выпуска товаров по ДТ.

_______ в ответ на требование декларантом были представлены фотографии товаров и ответ об отсутствии запрашиваемых документов.

________ таможней при выявлении неверной классификации товаров по пунктам №№ осуществлена их классификация и приняты решения о классификации №№ _________________________, и направлены обществу требования о корректировки сведений в ДТ.

В связи с несоблюдением декларантом условий выпуска товаров, установленных ст. 195 ТК ТС, _______ таможней принято решение об отказе в выпуске товаров 22 ноября 2013 года начальник Домодедовской таможни, рассмотревший в порядке ведомственного контроля решение таможенного поста Аэропорт Домодедово об отказе в выпуске товаров по ДТ № __________________, признал решение в части отказа в выпуске товаров под №№ __________ не соответствующим требованиям таможенного законодательства Таможенного союза и РФ и отменил его.

Решением Домодедовской таможни от ______ признаны несоответствующими требованиям таможенного законодательства и отменены решения о классификации ________________, сведения о которых заявлены ООО ________________ в декларации на товары № ________________, а также решение от _____________2013 об отказе в выпуске товаров №№____________ в декларации № _____________

Не согласившись с указанными решениями таможенного органа о классификации товаров и об отказе в выпуске товаров, общество обратилось к нам.

Правовое обоснования Обжалование в арбитражном суде решения таможенного органа об отказе в выпуске товаров.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) уполномоченных органов, если полагают, что оспариваемые действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Исходя из положений вышеуказанной статьи, основанием для принятия решения суда о признании незаконным действия (бездействия) уполномоченных органов является одновременное несоответствие этого действия (бездействия) закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым действием (бездействием) прав и законных

интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующими требованиями.Согласно пункту 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) уполномоченных органов, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).

В соответствии со ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС)- выпуск товаров — действие таможенных органов, разрешающее заинтересованным лицам использовать товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры или в соответствии с условиями, установленными для отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры;

— таможенное декларирование — заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров;

— таможенный контроль — совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств — членов таможенного союза.

В силу ч. 1 ст. 179 ТК ТС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно ст. 181 ТК ТС при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары. В декларации на товары указываются следующие основные сведения, в том числе, заявляемая таможенная процедура; сведения о товарах (наименование, описание, классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, сведения об исчислении таможенных платежей).

Подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено настоящим Кодексом. К таким документам относятся, в том числе, документы, на основании которых был заявлен классификационный код товара по Товарной

номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ст. 183 ТК ТС).

При таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан:

представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено таможенным законодательством таможенного союза;

уплатить таможенные платежи и (или) обеспечить их уплату в соответствии с настоящим Кодексом; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом (ст. 188 ТК ТС).

Согласно ст. 195 ТК ТС выпуск товаров осуществляется таможенными органами при соблюдении следующих условий:

1) таможенному органу представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, необходимые для выпуска товаров в соответствии с настоящим Кодексом и (или) иными международными договорами государств — членов таможенного союза, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством государств — членов таможенного союза указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров;

2) лицами соблюдены необходимые требования и условия для помещения товаров под избранную таможенную процедуру в соответствии с настоящим Кодексом, а при установлении таможенных процедур в соответствии с: пунктом 2 статьи 202 настоящего Кодекса — международными договорами государств — членов таможенного союза; пунктом 3 статьи 202 настоящего Кодекса — законодательством государств — членов таможенного союза;

3) в отношении товаров уплачены таможенные пошлины, налоги либо предоставлено обеспечение их уплаты в соответствии с настоящим Кодексом.

Выпуск товаров осуществляется таможенными органами в срок, не превышающий сроки, указанные в статье 196 настоящего Кодекса, в соответствии с которой выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено настоящим Кодексом. Выпуск товаров может быть приостановлен в соответствии со статьей 331 настоящего Кодекса. Сроки выпуска товаров могут быть продлены на время, необходимое для проведения или завершения форм таможенного контроля, с письменного разрешения руководителя (начальника) таможенного органа, уполномоченного им заместителя руководителя (начальника) таможенного органа либо лиц, их замещающих, и не может превышать 10 (десяти) рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Согласно ч. 1 ст. 201 ТК ТС при несоблюдении условий выпуска товаров, установленных пунктом 1 статьи 195 настоящего Кодекса, а также в случаях, указанных в пункте 6 статьи 193 настоящего Кодекса и в пункте 2 настоящей статьи, таможенный орган не позднее истечения срока выпуска товаров отказывает в выпуске товаров в письменной форме с указанием всех причин, послуживших основанием для такого отказа, и рекомендаций по их устранению.

В силу ст. 98 ТК ТС декларант, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, и иные заинтересованные лица обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в устной, письменной и (или) электронной формах. Таможенный орган вправе запрашивать документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в письменной и (или) электронной формах, а также устанавливать срок их представления, который должен быть достаточным для представления запрашиваемых документов и сведений.

В соответствии со ст. 104 ТК ТС при проведении таможенного контроля не допускается причинение неправомерного вреда перевозчику, в том числе таможенному перевозчику, декларанту, их представителям, владельцам складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и иным заинтересованным лицам, чьи интересы затрагиваются действиями (бездействием) и решениями таможенных органов при проведении таможенного контроля, а также товарам и транспортным средствам. Убытки, причиненные лицам неправомерными решениями, действиями (бездействием) таможенных органов либо их должностных лиц при проведении таможенного контроля, подлежат возмещению в полном объеме, в соответствии законодательством государств — членов таможенного союза. Убытки, причиненные лицам правомерными решениями, действиями должностных лиц таможенных органов, возмещению не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных законодательством государств — членов таможенного союза.

В соответствии со ст. 111 ТК ТС таможенные органы проверяют документы и сведения, представленные при совершении таможенных операций, с целью установления достоверности сведений, подлинности документов и (или) правильности их заполнения и (или) оформления. Проверка достоверности сведений, представленных таможенным органам при совершении таможенных операций, осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, анализа сведений таможенной статистики, обработки сведений с использованием информационных технологий, а также другими способами, не запрещенными таможенным законодательством таможенного союза. При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе мотивированно запросить в письменной форме дополнительные документы и сведения с целью проверки информации, содержащейся в таможенных документах. Запрос дополнительных документов и сведений в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи и их проверка не должны препятствовать выпуску товаров, если иное прямо не предусмотрено настоящим Кодексом. Согласно ст. 52 ТК ТС товары при их таможенном декларировании подлежат

классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы. В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств — членов таможенного союза. Решения таможенных органов по классификации товаров могут быть обжалованы в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса. Таможенные органы принимают предварительные решенияпо классификации товаров в соответствии с настоящей главой. Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию. Процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (указанием определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).

Порядок применения Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности таможенного союза при классификации товаров установлен решением

Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522 (далее — Решение КТС N 522).

Согласно пункту 6 Решения КТС N 522 Основные правила интерпретации ТН ВЭД (ОПИ) применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно:

ОПИ 1 применяется в первую очередь; ОПИ 2 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1; ОПИ 3 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1 или ОПИ 2; ОПИ 4 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1, ОПИ 2 или ОПИ 3; ОПИ 5применяется при необходимости после применения иного ОПИ; ОПИ 6 применяется при необходимости определения кода субпозиции (подсубпозиции). Правило 1 ОПИ ТН ВЭД предусматривает, что названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам. Только в случае, если такими текстами не предусмотрено иное, классификация осуществляется в соответствии с положениями правил 2, 3, 4, 5 и 6 ОПИ ТН ВЭД, где это применимо.

Согласно правилу 6 ОПИ ТН ВЭД для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, положениями указанных ОПИ ТН ВЭД при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.

В соответствии с правилом 3 (а) ОПИ предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товаров, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием.

Согласно правилу 3 (б) смеси, многокомпонентные изделия, состоящие из различных материалов или изготовленные из различных компонентов, и товары, представленные в наборах для розничной продажи, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями правила 3 (а), должны классифицироваться по тому материалу или составной части, которые придают данным товарам основное свойство, при условии, что этот критерий применим.

Товары, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями Правила 3 (а) или 3 (б), должны классифицироваться в товарной позиции, последней в порядке возрастания кодов среди товарных позиций, в равной степени приемлемых для рассмотрения при классификации данных товаров (Правило 3 (в). Согласно ст. 106 закона № 311-ФЗ при выявлении неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решения по их классификации. Решение по классификации товара должно содержать следующие основные сведения:

1) наименование таможенного органа, принявшего решение по классификации товара;

2) наименование декларанта;

3) регистрационный номер решения по классификации товара и дату его принятия;

4) наименование товара;

5) сведения о товаре, необходимые для его классификации;

6) классификационный код по Товарной номенклатуре внешнеэкономической

деятельности;

7) подпись должностного лица таможенного органа, принявшего решение по

классификации товара.

В соответствии с ч. 9, ч. 10 ст. 106 закона № 311-ФЗ при обнаружении до выпуска товаров признаков, указывающих на то, что классификация товаров является неверной либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку. В целях проведения дополнительной проверки таможенный орган назначает таможенную экспертизу или запрашивает дополнительные документы и сведения. Для получения дополнительных документов и сведений таможенный орган незамедлительно в письменной форме уведомляет декларанта о необходимости предоставления сведений о характеристиках товаров, влияющих на классификацию этих товаров, и о том, какими именно документами данные сведения должны быть подтверждены.

Декларант вправе предоставить имеющиеся у него другие документы, содержащие сведения о товарах.

Если дополнительная проверка не может быть окончена в сроки, определенные статьей 196 Таможенного кодекса Таможенного союза для выпуска товаров, выпуск товаров осуществляется таможенным органом при условии обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, которые могут быть дополнительно начислены по результатам проведения дополнительной проверки. Таможенный орган в письменной форме сообщает декларанту размер требуемого обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. В указанном случае выпуск товаров производится таможенным органом не позднее одного дня, следующего за днем предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.

В силу пункта 7 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.06.1996 № 5 самостоятельная классификация спорных товаров по соответствующим позициям ТН ВЭДТС в компетенцию суда не входит. При рассмотрении дел об оспаривании решений таможенных органов по классификации товаров, суд обязан лишь оценить правильность или неправильность такой классификации. В случае, если будет установлено, что классификация товаров произведена неправильно, суд признает решение таможенного органа недействительным.

Нами было подготовлено исковое заявление об обжаловании в арбитражном суде решения таможенного органа об отказе в выпуске товаров.

 В итоге суд вынес решение: заявленные требования удовлетворить. Признать незаконным решение Домодедовской таможни об отказе в выпуске товаров под №№ ___, представленных по ЭДТ № ______________ Признать незаконным решение Домодедовской таможни о классификации товаров под №№ ___________, представленных по ЭДТ № _____________Взыскать с Домодедовской таможни в пользу общества с ограниченной

ответственностью _________—- расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4 000 (четыре тысячи) рублей.

Суд полагает, что правильность классификации товаров, произведенная таможенным органом, материалами дела не подтверждается; доказательств обратного таможенным органом не представлено.

Судом установлено, что на запросы таможенного органа о представлении фотографий, дополнительных материалов по товарам №№_____ обществом были даны ответы, из которых следует, что общество поддержало свою классификацию спорных товаров, и возражало против их переквалификации. При этом, дополнительных проверок, экспертиз таможенным органом проведено не было, вынесенные решения оснований, сведений о товарах не содержат. Таким образом, суд приходит к выводу, что данные решения и порядок их принятия не соответствуют требованиям, установленным ТК ТС и законом № 311-ФЗ.При данных обстоятельствах, суд не находит правомерным решение Домодедовской таможни о классификации товаров №№ ____________ по ЭДТ № __________ В результате принятия неправомерных решений о классификации товаров по ТН ВЭД таможенным органом незаконно было отказано в выпуске товаров, причем не только в отношении трех товаров (___), в отношении которых произведена классификация, а в отношении всех товаров, заявленных по ДТ № ___________

Указанные в решении от 21.02.2014 обстоятельства явились основанием для отмены решений таможенного органа об отказе в выпуске товаров под №№ ________ от ______________- и о классификации указанных товаров от 29.08.2013.

Данное решение начальник Домодедовской таможни принял ____________ 2014 года. Суд полагает, что, несмотря на отмену в феврале 2014 года обжалуемых решений самим таможенным органом, указанные решения являлись действующими в период с августа 2013 года до февраля 2014 года, и в этот период нарушали права и законные интересы заявителя.

В связи с этим, с учетом установленной незаконности обжалуемых ненормативных правовых актов, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в период их действия с момента принятия до отмены, в целях соблюдения и защиты прав и интересов заявителя суд считает необходимым признать требования заявителя законными и обоснованными. В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

На основании изложенного, требования заявителя о признании незаконными решений таможенного органа в части классификации товаров по пунктам №№ ___ и об отказе в выпуске товаров в части пунктов №№________являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии с п. 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного

Суда РФ от 13.03.2007 № 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации», в силу главы 25.3 Налогового кодекса РФ отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком — лицом, обращающимся в суд, и государством. Исходя из положений пп. 1 п. 3 ст. 44 НК РФ отношения по поводу уплаты государственной пошлины после ее уплаты прекращаются.

Согласно ст. 110 АПК РФ между сторонами судебного разбирательства возникают отношения по распределению судебных расходов, которые регулируются главой 9 АПК РФ.

Законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от возмещения судебных расходов.

В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), расходы заявителя по уплате государственной пошлины

подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов (ч. 1 ст. 110 АПК РФ).

В связи с удовлетворением заявления расходы по уплате государственной пошлины в размере 4000 рублей подлежат взысканию с таможни в пользу ООО _____________ Ознакомится с решением и ходом дела можно здесь http://kad.arbitr.ru/Card/478a80a4-9d5e-407e-b68a-2000e28202cd